г. Алматы, ул. Шевченко, 95, телефон/факс: 923397

 
 

Спектры различных изображений

Спектры различных изображений отличаются между собой амплитудами и фазами составляющих, в то время как их частоты определяются только параметрами развертки. Для реальных изображений основная энергия спектра сосредоточена в низкочастотных составляющих, соответствующих изображениям крупных деталей. Дискретность спектра и наличие свободных промежутков между соседними гармониками создают предпосылки для уплотнения спектра, т. е. для передачи дополнительной информации в заданной полосе частот. Одним из важных условий совмещения спектров двух дискретных сигналов является выбор поднесущей частоты, с помощью которой передается дополнительная информация, т. е. она должна быть равна нечетной гармонике половины частоты строк. При этом спектр дополнительного сигнала размещается между составляющими спектра основного, что практически обеспечивает отсутствие взаимных помех. Такой метод уплотнения применяется в системах цветного ТВ NTSC и PAL при передаче сигналов цветности в полосе частот исходного сигнала яркости.

Интересные данные получены с помощью анализатора спектра С4-25 и специального стенда, позволяющего непрерывно наблюдать и фотографировать спектр полного цветового ТВ сигнала СЕКАМ в процессе передачи [26]. Спектры реальных изображений имеют ряд особенностей. В качестве примера на рис. 4.3 показаны лицо артистки крупным планом и соответствующий этому изображению спектр. Разрешающая способность анализатора спектра по частоте равна 3 кГц. Время наблюдения (период развертки по оси частот от 0 до 6 МГц) равно 6 с. Ось частот калибрована через 1 МГц. В области 5,5—6,0 МГц высвечены четыре вертикальные метки уровней 150, 50, 15 и 5 мВ, т. е. по оси ординат используется логарифмический масштаб.

Частотам fB=3,9 и л=4,756 МГц соответствуют сигналы цветовой синхронизации (см. гл. 5). Между ними расположен спектр сигналов цветности. Амплитуды спектра яркостного сигнала (они отчетливо видны в левой части спектрограммы) быстро убывают и практически существуют до частоты около 1,2 МГц. В изображении имеются мелкие детали и переходы от одного уровня к другому, однако их мало, поэтому амплитуды этих спектральных составляющих незначительны (менее 5 мВ). В спектре сигналов цветности доминируют отдельные колебания, соответствующие определенным цветам.

Характерным является спектр сигнала изображения, представляющего собой текстовой материал (рис. 4.4). Яркостный сигнал имеет примерно равномерный спектр в полосе 0,3—2,5 МГц, наблюдаются выбросы на отдельных частотах, связанные с общей структурой изображения. В спектре сигнала цветности четко выделяются смодулированные поднесущие foe и f0R. Это наглядно свидетельствует об ахроматичности исходного изображения.

Рассмотренные примеры подтверждают линейчатую (дискретную) структуру спектра ТВ сигнала, убывание амплитуд спектральных составляющих с ростом частоты. Основная энергия сигнала сосредоточена в низкочастотной области до 1—2,5 МГц. Однако ни в коей мере нельзя пренебрегать высокочастотными составляющими, хотя они малы по интенсивности. Эти компоненты оказывают существенное влияние на воспроизведение мелких деталей и резких границ в изображении.

.: НАВИГАЦИЯ :.
[X] Главная

[..] История

[..] Статьи

 
 

 

 
 

АЛМАТИНСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ